Какие последствия COVID-19 для экономики Беларуси и ждать ли новую пандемию

Недавно Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о завершении пандемии для заболевания COVID-19. Коронавирус больше не считается глобальной чрезвычайной ситуацией в сфере здравоохранения. Сейчас самое время оценить влияние ковида на мировую и белорусскую экономики. Вместе с тем эксперты задались вопросом, когда возможна новая пандемия.

Что потеряла и приобрела мировая экономика?

Первые случаи COVID-19 были зафиксированы в декабре 2019 года в китайской провинции Ухань. После этого многие страны пошли на беспрецедентные карантинные меры. Вводились локдауны и масочный режим, закрывались границы, прерывалось авиасообщение между странами.

Известно, что за время пандемии в мире зафиксировали 764 млн случаев заражений и около 7 млн смертей.

Глава ВОЗ Тедрос Гебреисус сообщил, что в результате пандемии умерло не менее 20 млн человек. Речь идет обо всех случаях, связанных с коронавирусом, даже если причиной смерти инфицированного стал не сам ковид. Среди наиболее пострадавших стран Индия, США, Франция, страны Латинской Америки.

В последний год ситуация начала налаживаться. Уровень смертности от COVID-19 снизился с пикового значения, превышавшего 100 тысяч человек в неделю в январе 2021 года, до чуть более 3500 в конце апреля 2023 года, что стало следствием широкомасштабной вакцинации, появления более эффективных методов лечения и формирования иммунитета от предыдущих инфекций.

Всемирная организация здравоохранения 5 мая 2023 года отменила статус пандемии для COVID-19. При этом, в ВОЗ заявили, что хоть активная фаза и закончилась — заболевание никуда не исчезло и продолжает распространяться по всему миру, хоть и не с такой активностью. Страны теперь должны реагировать на ковид так же, как и на другие инфекционные заболевания.

В ВОЗ также заявили, что коронавирус стал причиной серьезного кризиса не только в области здравоохранения. Он вызвал экономические потрясения по всему миру, тем самым стерев триллионы долларов из ВВП, нарушил туризм, торговлю, закрыл тысячи предприятий и «погрузил миллионы людей в нищету».

По словам российского экономиста Ксении Бондаренко, одной из основных проблем мировой экономики, вызванных пандемией, стала инфляция. Ее непосредственными причинами послужили рекордные вливания ликвидности, ультранизкие и отрицательные ставки ведущих центробанков, а также рост стоимости поставок. По данным МВФ, глобальная инфляция ускорилась с 2,9% по итогам 2020 года до 6,3% в 2021-м и 8,9% в 2022 году. Введенные в прошлом году санкции против России стали дополнительным проинфляционным фактором. Пытаясь решить проблему, центральные банки развитых стран запустили быстрый цикл ужесточения денежно-кредитной политики. Резкое повышение ставок ведет к удорожанию доллара, снижению стоимости облигаций и росту доходностей по ним, а также подавляет потребительскую и инвестиционную активность.

Вспышки коронавируса влияли не только на производство товаров, но и на график их поставок. Из-за этого стоимость перевозок сильно колебалась, а сроки поставок — срывались. Пик этих проблем пришелся на 2021 год, и с тех пор цепочки поставок нормализуются, а цена на перевозки снижается.

Стоит отметить, что те сектора экономики, которые больше всего пострадали от ковида, начинают постепенно выходить на докризисные уровни. Так, к концу первого квартала 2023 года мировой туризм восстановился на 80% от пандемии.

Торговля в интернете развивалась и до коронавируса, но карантины и ограничение мобильности населения дали ей дополнительный стимул к развитию — сейчас на онлайн приходится 18,8% от всех продаж в мире.

Еще одной важной тенденцией в пандемию стала работа из дома. Для многих компаний «удаленка» превратилась из эксперимента в новый комфортный формат работы.

Как COVID-19 повлиял на белорусскую экономику

Оценить влияние пандемии на экономику Беларуси сложно ввиду того, что на нее в 2020-2022 году существенное воздействие оказывали также политическая ситуация, военный конфликт  в Украине и западные санкции. А отделить коронакризис от других факторов непросто. Но тем не менее некоторые данные имеются.

Сильнее других пострадал сектор гостеприимства (общественное питание, гостиничный бизнес, сфера отдыха и туризма) из-за добровольного отказа от посещения заведений и противоэпидемических ограничений. На транспорте и логистике сказалось сокращения грузооборота и ограничений перемещения пассажиров. Промышленность (металлургия, производство текстиля, машиностроение) потерпела из-за сокращения экспорта и приостановки производства на фоне нехватки импортных комплектующих. В результате потери этого сектора только в 2020 году составили свыше 1 млрд долларов.

Главным образом COVID-19 спровоцировал снижение деловой активности, из-за чего сократились ВВП и внешнеторговый оборот, а это, в свою очередь, привело к падению налоговых поступлений в бюджет. Так, например, в 2020 году госказна недополучила около 2,5-3 млрд рублей из-за пандемии и перебоев с поставками нефти из России в начале года.

В тоже время увеличились первоочередные расходы на закупку средств индивидуальной защиты, медикаментов, а также на ковидные надбавки врачам. В итоге пандемия оказала достаточно сильное давление на бюджет страны, констатировали в Минфине.

На преодоление пандемии и ее последствий только в сфере здравоохранения было потрачено больше 2 млрд долларов из государственных резервов.

Государство оказало поддержку экономике в виде арендных и налоговых каникул для предприятий, рефинансирования кредитов, переноса убытков и курсовых разниц на последующие периоды, пересчета задолженности за энергоресурсы и так далее.

Впрочем, по данным экспертов, господдержка в решении проблем, связанных с COVID-19, оказанная малому и среднему бизнесу, оказалась недостаточной. Лишь небольшая доля предприятий могла воспользоваться мерами государственной помощи, и только две сферы – «Промышленность» и «Строительство» – получили преимущества от кредитов, предоставленных госпредприятиям.

В то же время наблюдался рост в таких секторах экономика, как фармацевтика (повышенный спрос на лекарства в условиях пандемии) и e-commerce (больше покупок через интернет).

Несмотря на то, что выездной туризм в Беларуси еще далек от рекордных показателей 2019 года, внутренний туризм демонстрирует устойчивый рост с 2020 года

Источник — https://ru.freepik.com/

Пандемия послужила своего рода спусковым механизмом процесса цифровизации и ускорила переход к работе из дома или в гибридном формате. Поэтому на законодательном уровне предусмотрено расширение форм применения дистанционной работы, сообщили в Минтруда Беларуси.

Ждать ли новую пандемию?

По подсчетам агентства Bloomberg, за последние два десятилетия появилось уже три коронавируса, вызывающих острые респираторные синдромы (SARS, MERS и COVID-19), а также в 2009 году произошла пандемия свиного гриппа. Вероятность того, что в ближайшем десятилетии в мире случится новая пандемия, столь же смертоносная, как и COVID-19, составляет 27,5%, подсчитали аналитики британской компании Airfinity, специализирующейся на прогнозах в области здравоохранения.

— Изменение климата, активизация международных поездок, рост численности населения мира и растущая угроза, исходящая от зоонозных то есть передаваемых человеку от животных заболеваний, входят в число основных факторов, способствующих увеличению числа вспышек высокого риска, — отмечают аналитики.

Быстрое развертывание вакцинации, надежная инфраструктура доставки и другие стратегии обеспечения готовности могут снизить вероятность новой смертоносной пандемии в ближайшие 10 лет на 71%. В случае, если эффективные вакцины будут внедрены через 100 дней после открытия нового патогена, то вероятность пандемии в следующем десятилетии снизится с 27,5% до 8,1%, уверены в Airfinity


Опубликовано

в

,

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

StakeOnline Casino